Воздушные шары (аэростаты) имеют корзину (гондолу) или капсулу, подвешенную под оболочкой для размещения людей, оборудования или балласта (полезной нагрузки), оборудование включает в себя камеры и телескопы, а также механизмы управления полетом.
Корзина (гондола) является связующим звеном воздушного шара (аэростата) к которому крепятся все конструктивные узлы, в том числе и оболочка воздушного шара (аэростата).
Вместимость корзины (гондолы) зависит от несколько факторов:
- объем оболочки аэростата,
- вес пассажиров,
- количество топлива на борту,
- обязательно учитываются погодные условия.
Аэростаты нашего клуба вмещают от 3 до 4 взрослых человек плюс пилот.
1985г Cameron Balloons изготовил гондолу на 50 человек. источник Википедия
При расчёте загрузки всегда используются данные из РЛЭ (руководство летной эксплуатации) данного аэростата, превышать максимальную взлетную массу которого нельзя. Размер корзины (гондолы) выбирается под объем оболочки воздушного шара.
1985г компания Cameron Balloons изготовила воздушный шар с двухэтажной гондолой на 50 человек.
Самые первые гондолы делали круглыми, чтобы можно было перемещаться по кругу корзины рассматривать пейзажи, по середине гондолы размещалась жаровня в которой жгли сырую солому для нагрева воздуха в оболочке аэростата, чтобы воздушный шар поднимался вверх.
В дальнейшем корзина приобрела форму венецианской лодки – гондолы. Это название стало применяться в технической документации и в описании воздушных шаров (аэростатов).
Фото 1 из открытого источника Музей авиации Fly New England, Виндзор-Локс
Фото 2 из открытого источника Музей авиации Fly New England, Виндзор-ЛоксНа фото 1 слева – большая плетенная корзина 19 века Корзина изобретателя и шоумена из Соединенных штатов Сайласа Маркхема Брукса, чья карьера воздухоплавателя достигла огромных высот, прежде чем он в старости погрузился в безвестность. Он совершил 187 известных подъемов на воздушном шаре, этот человек, возможно, является выдающимся авиапутешественником Коннектикута 19 века.
На фото 2 слева точная копия корзины Бланшара. Построенный и запущенный в 1993 году в ознаменование 200-летия первого пилотируемого полета в Америке, совершенного французским воздухоплавателем Жаном-Пьером Бланшаром в Филадельфии.
Корзины (гондолы), вне зависимости от размеров, плетут из ивовой лозы или ротанга, некоторые части которых обтягиваются кожей. Этот природный материал и то, что корзина сплетена, придает достаточную прочность и упругость корзине (гондоле), что в свою очередь смягчает удар о землю при приземлении, переплетения корзины амортизируют удар. Делали их и из других материалов металлические и пластиковые – металл давал деформации, а пластик часто лопался при ударах.
Дно гондолы, где находятся люди и оборудование, тоже бывает двух видов - с плетеным дном или с дном из бакелитовой фанеры.
корзина аэростата "Руза"
Эти корзины объединяет одно свойство - прочные стальные троса, которые крепятся к тросам оболочки с помощью карабинов, и проходят вдоль бортов и под днищем гондолы. На самом днище закрепляются деревянные брусья-полозья, распределяющие весовую нагрузку и предохраняющие дно от ударов при посадке.
Наши аэростаты вмещают до 3-4 взрослых плюс пилот.
Современные производители предлагают разные моделей гондол, с дверцей и без, подходящих под оболочки разных размеров, от маленьких до огромных. Все фотографии взяты из открытых источников.
Иногда вместо корзины использовали разнообразные предметы, чаще всего для антуража или в качестве шоу.
Больше фотографий здесь.